Поправка – 2020: законодательное углубление
12.12 2020, 08:34
Поправка – 2020: законодательное углубление
Поправка – 2020: законодательное углубление от МГЕР

Закон о Поправке в Конституцию, поддержанный общероссийским голосованием 1 июля 2020 года, предъявил новые требования к законотворцам России. Спустя всего пару месяцев начался процесс «прорастания» внесенных изменений «корнями» в соответствующие правовые акты.

В День Конституции знакомим вас с обсуждаемыми инициативами и принятыми законопроектами, которые направлены на воплощение в жизнь поправок в области государственного строительства и в социальной сфере.

Государственность

Национализация элиты (ст. 71, 77)

В декабре президент внес законопроект, запрещающий лицам с иностранным гражданством или видом на жительство за границей занимать государственные и муниципальные должности. 

Подобный запрет действует на уровне различных федеральных и местных законов для чиновников и депутатов, а замалчивание иностранного гражданства – это уголовная ответственность по ст. 330.2 УК РФ. Теперь вектор на национализацию элит закреплен и в Конституции.

Законопроект добавляет к запрещенным статусам чиновников вид на жительство и подданство и касается самого широкого пласта чиновников и депутатов, глав регионов, руководителя Центробанка, дипломатов и их супругов, сотрудников МВД, Вооруженных сил России, Нацгвардии, прокуратуры, ФСИН, СВР и ФСБ (конечно, если иное не предусмотрено легендой…) 

Уже подписанный президентом в ноябре законопроект, в свою очередь, запрещает президентскому омбудсмену – Уполномоченному по правам человека – иметь иностранные счета, вклады и гражданство.

Приоритет российского права над международным (ст. 79)

8 декабря президентом подписан закон, который закрепил полномочия Конституционного Суда разрешать вопрос об исполнении решений межгосударственных органов, иностранного или   международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации.

Система власти: назначения

Целый пакет законов был подписан в части полномочий органов власти по назначению глав различных ведомств. Фактически, сделаны шаги, которые предоставляют дополнительные полномочия парламенту при сохранении ключевой роли президента России. Изменения в этой сфере комментировал политолог Евгений Минченко: «У каждого решения два ключа: по гражданским министрам — решают президент и Дума, по силовым — президент и Совет Федерации. Конституционный суд может тормозить принятые Федеральным собранием законы». 

10 ноября 2020 г. Госдума уже рассматривала вопрос об утверждении кандидатур, внесенных Председателем Правительства РФ на должности заместителя Председателя Правительства РФ, а также пяти федеральных министров, как это предусмотрено ст. 112 Конституции РФ и новым законом.

Рассмотрим подробнее полномочия по назначениям.

Премьер, его заместители и федеральные министры, кроме глав силовых ведомств, назначаются президентом после их утверждения Госдумой. Причем кандидатуру премьера предлагает президент, а вице-премьеров и министров — председатель правительства. Президент может снять премьер-министра с должности, не распуская правительство. Руководители федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, назначаются президентом после консультаций с Советом Федерации. Прокуроры субъектов Федерации, военных и других специализированных прокуратур будут назначаться на должность после консультаций президента с Советом Федерации. Совет Федерации будет рассматривать кандидатуры глав СВР и ФСБ по представлению главы государства (сейчас их назначает и снимает непосредственно президент).

Гарантии экс-Президенту (ст. 92.1)

Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности либо досрочно в случае отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью. Процедура лишения неприкосновенности экс-Президента аналогична процедуре отрешения от должности действующего Президента РФ: экс-Президент может быть лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключениями Верховного и Конституционного Судов.

Госдума 9 декабря приняла в третьем чтении соответствующий проект федерального закона.

Социальная сфера

Доступность медицины (ст. 72)

В пункте «ж» статьи 72 зафиксирована совместная ответственность федеральной и региональных властей РФ в области координации вопросов здравоохранения, в том числе обеспечения оказания доступной и качественной медицинской помощи. 

С 2021 года федеральные клиники будут финансироваться напрямую из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В составе базовых программ ОМС выделены объемы специализированной помощи, в том числе высокотехнологичной помощи, которая оказывается федеральными медорганизациями в условиях круглосуточных и дневных стационаров. Закон об этом 8 декабря подписал президент Владимир Путин.

Изменения в закон об ОМС направлены на обеспечение доступности медпомощи для всего населения страны в федеральных центрах, на снижение нагрузки с регионов при осуществлении расчетов между субъектами, на усиление контроля объемов и сроков оказания медпомощи. 

МРОТ не ниже прожиточного минимума (ст. 75)

Нужно сказать, что минимальный размер оплаты труда приравнен к прожиточному минимуму еще с 1 мая 2018 года. Теперь эта норма закреплена в Конституции, более того, происходит углубление, повышение точности методики расчета МРОТ.

9 декабря 2020 года Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов на заседании в среду поддержал поправку «Единой России» о невозможности снижения минимального размера труда (МРОТ) в законопроект о новой методике расчета МРОТ и прожиточного минимума – с 2021 года эти показатели будут рассчитываться не на основе потребительской корзины, а исходя из медианной заработной платы. 

МРОТ не сможет быть снижен даже в случае уменьшения медианной заработной платы, на основе которой он будет рассчитываться с 2021 года. Само изменение методики расчета объясняется тем, что расчет на основе потребительской корзины зачастую не отражал реальную обстановку, поскольку каждый регион принимал свой прожиточный минимум и МРОТ. Некоторые субъекты занижали или завышали эти показатели. 

Дети – приоритет государственной политики (ст. 67.1, ч. 4)

Безусловно, разговор о детях – это всегда разговор о будущем, о возможностях и идеалах нового поколения. В новых цифровых условиях важно сохранить человека, его волю, достоинство и способность к суждению.

Школа будет развиваться таким образом, чтобы при сохранении главенства очного традиционного обучения, обеспечить учащимся и педагогам возможности пользоваться преимуществами цифровых технологий вне зависимости от места проживания: на это направлена, в частности, дорожная карта Правительства по цифровой образовательной среде. Огромный человеческий потенциал, которым обладает страна, должен быть усилен умениями работать в новой, предъявляющей высокие требования среде.

Еще одна проблема, связанная с материнством и детством, сейчас обсуждается в Общественной палате РФ и Государственной Думе. Ряд депутатов ГД РФ (Николай Земцов, Петр Толстой, Ирина Яровая) высказывали жесткую позицию по вопросу осуществления услуг суррогатного материнства в России. Проблема заключается в том, что частные компании, осуществляющие, на первый взгляд, благие услуги помощи людям, не имеющим возможности иметь детей, по факту остаются в «серой зоне» для закона и правоохранительных органов. 

Защита детства – это не только точечные шаги. Если дети – приоритет, каждый государственник должен ответить на фундаментальный вопрос о роли семьи, матери и ребенка в России.

Будьте ответственными гражданами: следите за тем, как одобренные поправки изменяют не только правовую базу всех уровней, но и нашу жизнь – к лучшему. А следить есть, за чем: в целом, в принятом законе о Поправке в Конституцию указано 206 поправок, которые увеличили ее общее содержание более чем на 50%.

Автор: Виктория Федосова


Читайте также