Национализация элиты (ст. 71, 77)
В декабре президент внес законопроект, запрещающий лицам с иностранным гражданством или видом на жительство за границей занимать государственные и муниципальные должности.
Подобный запрет действует на уровне различных федеральных и местных законов для чиновников и депутатов, а замалчивание иностранного гражданства – это уголовная ответственность по ст. 330.2 УК РФ. Теперь вектор на национализацию элит закреплен и в Конституции.
Законопроект добавляет к запрещенным статусам чиновников вид на жительство и подданство и касается самого широкого пласта чиновников и депутатов, глав регионов, руководителя Центробанка, дипломатов и их супругов, сотрудников МВД, Вооруженных сил России, Нацгвардии, прокуратуры, ФСИН, СВР и ФСБ (конечно, если иное не предусмотрено легендой…)
Уже подписанный президентом в ноябре законопроект, в свою очередь, запрещает президентскому омбудсмену – Уполномоченному по правам человека – иметь иностранные счета, вклады и гражданство.
Приоритет российского права над международным (ст. 79)
8 декабря президентом подписан закон, который закрепил полномочия Конституционного Суда разрешать вопрос об исполнении решений межгосударственных органов, иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации.
Система власти: назначения
Целый пакет законов был подписан в части полномочий органов власти по назначению глав различных ведомств. Фактически, сделаны шаги, которые предоставляют дополнительные полномочия парламенту при сохранении ключевой роли президента России. Изменения в этой сфере комментировал политолог Евгений Минченко: «У каждого решения два ключа: по гражданским министрам — решают президент и Дума, по силовым — президент и Совет Федерации. Конституционный суд может тормозить принятые Федеральным собранием законы».
10 ноября 2020 г. Госдума уже рассматривала вопрос об утверждении кандидатур, внесенных Председателем Правительства РФ на должности заместителя Председателя Правительства РФ, а также пяти федеральных министров, как это предусмотрено ст. 112 Конституции РФ и новым законом.
Рассмотрим подробнее полномочия по назначениям.
Премьер, его заместители и федеральные министры, кроме глав силовых ведомств, назначаются президентом после их утверждения Госдумой. Причем кандидатуру премьера предлагает президент, а вице-премьеров и министров — председатель правительства. Президент может снять премьер-министра с должности, не распуская правительство. Руководители федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, назначаются президентом после консультаций с Советом Федерации. Прокуроры субъектов Федерации, военных и других специализированных прокуратур будут назначаться на должность после консультаций президента с Советом Федерации. Совет Федерации будет рассматривать кандидатуры глав СВР и ФСБ по представлению главы государства (сейчас их назначает и снимает непосредственно президент).
Гарантии экс-Президенту (ст. 92.1)
Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности либо досрочно в случае отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью. Процедура лишения неприкосновенности экс-Президента аналогична процедуре отрешения от должности действующего Президента РФ: экс-Президент может быть лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключениями Верховного и Конституционного Судов.
Госдума 9 декабря приняла в третьем чтении соответствующий проект федерального закона.