VK SUP 757 Молодая Гвардия Путь российской почты: ямщики и самолеты
11 Июля, 12:25
Путь российской почты: ямщики и самолеты
Путь российской почты: ямщики и самолеты

X – XXI века. Только представьте, сколько лет прошло с зарождения почты на Руси! Наша почта считается старейшей в Европе: ее основы были заложены еще в последней четверти IX века. В 1266 году появились правила проезда гонцов по русским землям – именно этот документ считается первым на Руси, регламентирующим почтовый обмен.

Несмотря на то, что в Х веке почта уже существовала на Руси, тогда послания и депеши отправляли преимущественно князья. Простые же люди беспрекословно предоставляли «повоз» (то есть коней и корм княжеским гонцам).

XII век. На Руси появились первые почтовые станции – ямы. Они были предназначены для быстрой связи с окраинами. Расстояние между ямами составляло до 100 километров, а между «станциями» перемещались на лошадях – их предоставляло местное население, и гонцов возили сами крестьяне. Тогда эта работа не оплачивалась, а получать вознаграждение за свой труд ямщики начали только при Иване Грозном.

XVII век. Именно в это столетие почтовая служба появилась в ее классическом понимании. Однако несмотря на это ямщики не исчезли: они доставляли срочные послания по конкретным адресам, а уже после этого в определенное время почтальоны разносили ворох писем разом! И только при Петре I ямская и регулярная почта слились в одну организацию. Ей управлял генерал-почтмейстер, высшими органами были почтамты, а в основе иерархической лестницы находились почтовые станции.

Позже, в 1833 году, в Петербурге появилась первая внутригородская почта: тогда там работали 45 пунктов приема корреспонденции, которые, в свою очередь, были объединены в 17 почтовых округов. Три раза в день письма отвозили в почтамт, где их сортировали, а почтальоны разносили письма адресатам.

К 1850 году внутригородская почтовая связь существовала уже в четырех городах России: Петербурге, Москве, Казани и Варшаве (Царство Польское тогда входило в состав Российской империи), к 1875 году городская почта действовала уже в 47 городах России. Только к началу ХХ века городская почта была введена во всех городах России.

В середине XIX века для быстрой оплаты почтовой связи появились марки – их нужно было клеить на конверт. Тогда в городах разместили почтовые ящики, и людям уже не было необходимости подолгу ждать своей очереди в пунктах приема писем.

Первые почтовые ящики были сделаны из досок, их обшивали железом и красили в темно-синий цвет. Но такое изготовление ящиков оказалось непрактичным. Они стали настоящим «магнитом» для воров – ящики исчезали с улиц один за другим. Тогда было принято решение делать почтовые ящики из чугуна: теперь вес одного составлял около 40 килограммов, и снять его было достаточно трудно. Уже к 1896 году в России было установлено более 15 тысяч почтовых ящиков.

Российская почта имеет долгую и интересную историю, которую венчают достижения современности, цифровой связи и, конечно, почтовые масштабы: сегодня по всей стране работает 42 тысячи отделений, ежегодно Почта России принимает около 2,5 млрд писем и счетов, а также обрабатывает порядка 365 млн посылок, из них только в 2018 году – 345 млн международных отправлений. Поэтому в конце 2020 года «Почта России» вернулась к идее собственной авиации, то ли еще будет!

Читайте также