Молодая Гвардия День гражданской авиации: экипаж приветствует вас!
9 Февраля, 11:41
День гражданской авиации: экипаж приветствует вас!
9 Февраля, 11:41
День гражданской авиации: экипаж приветствует вас!
День гражданской авиации: экипаж приветствует вас!

Российская гражданская авиация обладает славными традициями и вековой историей, наполненной яркими взлётами, драматичными падениями и примерами героического возрождения отрасли после сложнейших социально-экономических потрясений. 

Как всё начиналось

Мы должны помнить, что Россия является родиной гражданской авиации. Именно на территории Российской Империи, в 1913 году, впервые в мировой истории, воздушное судно Игоря Сикорского «Илья Муромец», совершило полёт с пассажирами на борту. На заре развития отрасли в 1918 году по инициативе Николая Егоровича Жуковского был основан Центральный аэрогидродинамический институт, в стенах которого начинали свой профессиональный путь молодые и талантливые инженеры-конструкторы. Впоследствии имена А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, Г.М. Бериева,О.К. Антонова стали известны всему миру. Следующие два десятилетия сфера гражданского авиастроения в СССР развивалась очень активно, были заложены основы отечественной школы авиастроения. Однако в первой половине XXвека войны вносили коррективы в планы конструкторов по развитию гражданской авиации: их внимание и силы были брошены исключительно на разработку военных самолётов.

На фото самолет «Илья Муромец» 

Источник фото: http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/ 
Илья Муромец.jpg

СССР – один из мировых лидеров гражданской авиации

Сложно удержаться от сравнения российской гражданской авиации с мифологической птицей Феникс, которая, по легенде, восстаёт из пепла. Пережив две мировые войны, российское авиастроение продолжило своё развитие. Уже к началу 1950-х показатели грузопассажирских гражданских авиаперевозок превзошли значения предвоенного 1940 года. Центрами производств стали Российская, Украинская и Латвийская ССР. Среди пассажирских самолётов одним из самых массовых в мире стали самолёты КБ Туполева ТУ-134 и ТУ-154, также легендами для мировой авиации стали грузовые самолёты, разработанные КБ Ильюшина ИЛ-76 и КБ Антонова АН-124 «Руслан». Главная авиакомпания страны «Аэрофлот» являлась настоящим брендом СССР (и остается им для Российской Федерации), а в 1986 году ею был установлен мировой рекорд по числу пассажиров - более 116 млн человек.

На фото АН-124 «Руслан»

Источник фото http://komotoz.ru/

АН-124 Руслан.jpg

На фото ИЛ-76

Источник фото https://xn--80ada7afn3b.xn--p1ai/

ИЛ-76.jpg

Закат светской гражданской авиации

К моменту распада СССР в сфере гражданской авиации, как и во всех других отраслях промышленности, на фоне политического кризиса начали появляться внутренние проблемы. В 1990 гг. гражданская авиация в России вновь оказалась на пороге выживания. Единое воздушное пространство оказалось разрушенным, массово закрывались авиационные учебные заведения и аэродромы, под вопрос был поставлен производственный суверенитет. Многие стратегически важные предприятия и фабрики остались на территории стран, объявивших о независимости, и полный цикл производства был нарушен. На территории Украины остались КБ «Антонов», завод по производству авиадвигателей «Мотор Сич», большое количество предприятий радиоэлектронной промышленности, однако значительная часть производств впоследствии была ликвидирована в логике рынка – мол, при необходимости закупим. 

На фото  Ту-154

Источник фото https://topwar.ru/93978-tu-154-vizitnaya-kartochka-sovetskogo-aeroflota.html

ту.jpg

2000-е: формирование современного облика гражданской авиации

В первом десятилетии нового века в России сформировался современный рынок авиаперевозок. Вопросы развития гражданской авиации были взяты под личный контроль Президента России Владимира Путина. Были модернизированы высшие лётные учебные заведения, проведена унификация законодательства в сфере авиации, пересмотрены вопросы транспортной безопасности, что касалось, как авиаперевозчиков, так и пассажиров. Однако массовое использование иностранных воздушных судов «Boeing» и «Airbus» (двух крупнейших мировых авиакомпаний, в свое время, по сути, поделивших мировой рынок гражданской авиации), чьи интересы лоббировали представители Европы и США, не могло считаться примером возрождения российской гражданской авиации.

МС-21 как начало возрождения российской гражданской авиации.

28 мая 2017 года совершил первый полёт «Магистральный самолёт XXI века» МС-21. Однако для обеспечения авиационной безопасности и нашего технологического суверенитета было необходимо обеспечить воздушные корабли отечественными двигателями.

30 марта 2020 года «Ростех» сообщил, что в России началось серийное производство двигателей ПД-14. Их планируют устанавливать на самолёты МС-21 и все модификации авиалайнера, собираемые в России. Двигатели ПД-14 должны стать полностью отечественной альтернативой иностранным технологиям.

На фото МС-21

Источник фото https://hostingkartinok.com/

МС-21 (фото 1).jpg

Самолёт из отечественных комплектующих выйдет на международные рынки в ближайшее время. Созданный корпорацией «Иркут» с применением уникальных технологий он стал символом возрождения российской гражданской авиации. Проект испытал на себе санкции и задержки производства, однако, несмотря на это МС-21, по оценкам экспертов, может занять до пяти процентов мирового рынка.

Хочется отметить, что развитие сферы гражданской авиационной промышленности – это также развитие множества смежных отраслей: металлургической, электротехнической, радиотехнической. Исследования в этих направлениях будут перспективными, и многие молодые люди, мы уверены, найдут свое призвание в гражданской авиации.


Читайте также