Инклюзия в России: от «Устава народным училищам» к современности - Пример

Инклюзия в России: от «Устава народным училищам» к современности

3.12 2019, 21:21
Фаткина Мария
20 публикаций

Инклюзия – это процесс включения людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в активную общественную жизнь, позволяющее им участвовать в ней наравне с другими. К сожалению, сейчас в мире много людей с инвалидностью, и с развитием идеи социального равенства проблема их включенности встает особенно остро.

Конечно, такое явление, как инклюзия, зародилось не вчера, его история уходит корнями в прошлое. Сегодня расскажем о том, как она развивалась в России.

Основой развития безбарьерной практики является инклюзивное образование. Не секрет, что именно детский сад и школа – это основные инструменты социализации и привития базовых навыков. Обучать детей и подростков с ОВЗ, судя по документам, начали еще в царской России. Уже в «Уставе народным училищам в Российской империи» 1786 года есть строка, что к таким «соученикам» надо относиться с сочувствием, быть вежливыми с ними и оказывать им посильную помощь.

В 1806 году в Санкт-Петербурге было открыто первое в своем роде «опытное училище» для глухонемых. В нем обучались всего 12 человек. Через год открыли такое же заведение, но уже для незрячих.

Люди с ментальными расстройствами стали получать базовое образование чуть позже – для них в 1854 году в Риге была открыта специальная школа. Рассчитывать приходилось на помощь государства – люди с инвалидностью получали льготы и субсидии, а количество инклюзивных учебных заведений только увеличивалось.

Так, в начале XX века подобные учреждения начали появляться во всех крупных городах России, в некоторых обучалось до 2000 человек. Высшее образование в начале прошлого века не было рассчитано на «особенных» людей, но этот недостаток удалось искоренить – теперь в вузах появляются доступная среда, дистанционное обучение и специальные курсы.

Сегодня основной рычаг развития инклюзии в России – проект «Безбарьерная среда». Это комплекс мер по созданию комфортной жизни для людей с ОВЗ. Главный постулат этого движения: «Учитывать особенности любого ребенка». Незаменимы в этом такие специалисты, как дефектологи, олигофренопедагоги, детские психологи, эрготерапевты.

Помимо классических образовательных учреждений, сегодня в России функционируют некоммерческие организации: тренировочные квартиры, инклюзивные мастерские, театры и цирки.

Благодаря этому даже для человека с инвалидностью появляются возможности учиться, пробовать себя в чем-то новом, найти увлечение или призвание.

Читайте также