Наука и этика: эксперименты на благо - Пример

Наука и этика: эксперименты на благо

будущий журналист, волонтер
28.09 2019, 15:32

Казалось бы, что на войне все средства хороши. Испокон веков люди использовали разные гуманные методы и не очень, лишь бы спасти пациента. Все меняется, и сегодня в мире появился свод правил, называемый научной этикой. Помимо административной ответственности она включает в себя и совокупность моральных принципов.

Нередко на просторах сети и в СМИ, можно встретить обвинения ученых в нарушении научной этики. В недавнее время этим отличился служитель науки с Востока. Однако у обывателей все еще остались вопросы: так ли сильно они провинились и, возможно, все их действия — исключительно во благо человечеству?

Еще в ноябре 2018 китайский ученый Хе Цзянкуй сообщил мировому научному сообществу о создании первых генно-модифицированных близнецов. Ими стали две девочки, мать которых имеет отрицательный ВИЧ-статус, а отец — инфицирован. Ученый, с помощью технологии CRISPR, убрал из генома малышек участок гена, ответственный за проникновение в организм вируса иммунодефицита. Следовательно, близняшки просто не могут им заболеть.

Сам ученый — владелец семи лабораторий биоинженерии в Китае. Некоторое время он работал в США, но вернулся по государственной программе для ученых. Уже там, в Китае, за выдающиеся открытия ему была выдана еще одна лаборатория для проведения опытов. Сам эксперимент финансировался Хе самостоятельно.

Несомненно, это открытие китайского ученого — прорыв в медицине и биологии, но, несмотря на это, мировое научное сообщество все равно обвинило Хе в нарушении научной этики. Дело в том, что генетические эксперименты над эмбрионами человека запрещены в ряде стран, в том числе и в родном для него Китае. Его называли «либо лжецом, либо сумасшедшим», а клиника, где он работал, полностью разорвала с ним связь. Заместитель министра КНР по науке и технологиям Цзю Наньпин был шокирован, и ученому было запрещено заниматься любой научной деятельностью.

Кстати, нарушение той самой медицинской этики — не единственное им проигнорированное правило. Китайские законы запрещают помогать ВИЧ+ людям в рождении детей. Но и этим он не отделался, оказалось, что ученый вводил участников эксперимента (всего таких пар было 8) в заблуждение и показывал поддельные заключения об этичности.

Несколько раз Хе Цзянкуй выступил в свою защиту, но в данный момент находится под домашним арестом в номере отеля. Его обвиняют в «нарушении запрета властей с целью славы и личной наживы», а в Китае такая статья не предполагает позитивного исхода.

Вопрос остается открытым: если отбросить все нарушенные им законы, можно ли рассматривать эксперимент как благо? По данным ЮНЭЙДС 35,3 миллиона людей ВИЧ-инфицированы, почти миллион из них проживают в России, а значит — каждый 147-й человек. На одной грани весов стоит избавление человечество от ВИЧ, на другой — вопрос, этично ли вмешиваться в человеческую жизнь. Отделить зерна от плевел предстоит ученым.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.